Основное назначение службы — это психологическая и социальная защита ребенка, подростка, оказание ему психологической, социальной помощи, умение организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию в обществе.
Социально-психологическая служба нацелена на:
- оказание содействия в решении проблем учащимся из социально не защищенных семей,
- учащимся с ограниченными возможностями здоровья,
- учащимся, в отношении которых установлена опека или попечительство,
- неадаптированным детям и детям с девиантным поведением;
- организационно-воспитательное, профилактическое и коррекционное воздействие на учащихся, состоящих на внутришкольном учете и в КДД;
Основной целью работы социально-психологической службы лицея является сохранение психического, соматического и социального благополучия учащихся в процессе воспитания и обучения в школе, содействие охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка.
Задачами социально-психологической службы являются:
- Содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к самовоспитанию, саморазвитию, самоопределению;
- Обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку на основе психолого-педагогического изучения детей с учетом их физиологического развития (совместно с медицинским работником школы);
- Профилактика и преодоление отклонений в интеллектуальном и личностном развитии ребенка;
- Организация определённых мероприятий и психологических методов на преодоление психологических трудностей в обучении и развитии учеников;
- Организация индивидуальной и групповой работы учащихся по запросам и данным диагностического минимума;
- Работа с учащимися, испытывающими трудности в обучении, общении, психическом самочувствии; психодиагностическая работа в 1 — 11 классах;
- Создание психологических условий (консультирование, просвещение) для привлечения семьи к сопровождению ребёнка в школьном обучении (ситуации сотрудничества);
- Профориентационная работа в 9 — 11 классах;- Выявление одарённых детей и работа с ними;
- Проведение примирительных программ (восстановительных медиаций, кругов сообщества, школьных конференций и т.д.) для участников конфликтов;
Функции службы: - Социально-педагогическая: оказание квалифицированной социально-педагогической помощи ребенку в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самореализации. Усиление позитивных влияний и нейтрализация или переключение негативных влияний социальной среды.
- Социально-правовая: использование имеющего арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности.
Специалисты социально-психологической службы:
- Абдилла кызы Акылай – социальный педагог
- Айдарова Жанар Омуралиевна — педагог-психолог.
Социальная служба
Объект сопровождения: семья опекунов (попечителей) как пространство совместной жизнедеятельности, внутри которого удовлетворяются специфические потребности опекаемого (подопечного) и всех членов семьи.
Субъекты сопровождения: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, опекаемые (подопечные), кандидаты в опекуны (попечители), опекуны (попечители), семья опекунов (попечителей) в целом.
Цель сопровождения: осуществление комплекса мер, направленных на оказание социальной, правовой, психологической, медицинской, педагогической поддержки и помощи семьям опекунов (попечителей) на всех этапах развития семьи.
Задачи:
- Уменьшить до минимума поток детей, направляемых в образовательные организации и увеличение детей устроенных в семьи.
- Снизить возврат детей из опекунских (попечительских) семей в образовательные учреждения.
- Повышение психолого-педагогической компетентности опекунов (попечителей).
- Осуществление квалифицированного сопровождения на всех этапах развития опекунской (попечительской) семьи.
- Проведение мониторинга эффективности функционирования семьи.
Формирование позитивных установок в обществе к опекунским семьям.
Основные принципы:
- Принцип личностного подхода. Данный принцип основан на уважении личности ребенка, родителя и их потребностей.
Главным является эмоциональное благополучие ребенка в стенах опекунской семьи. Основа принципа — «счастливые родители — счастливые дети».
- Принцип командной работы. Участие всех специалистов службы в разработке и осуществлении единой тактики и стратегии сопровождения семьи.
- Принцип мобильности. Быстрое реагирование на возникающие проблемы и своевременное оказание необходимой помощи.
- Принцип коллективной ответственности. Распределение ответственности между всеми участниками деятельности.
- Принцип системности. Сопровождение осуществляется над всеми членами семьи, и Семья рассматривается как некая социальная система связей и отношений.
Функции службы сопровождения:
- Проведение всесторонней оценки потребностей ребенка с точки зрения возраста, пола, состояния здоровья и особенностей личности.
- Осуществления комплексной диагностики, реабилитации и социальной адаптации ребенка с целью подготовки его к устройству на воспитание в семью.
- Установление психологической совместимости ребенка с кандидатом в опекуны (попечители) и членами его семьи.
- Осуществление подготовки и обучения кандидатов в опекуны (попечители).
- Оказание координирующей, психолого-педагогической, медико-социальной и правовой помощи опекунам.
- Проведение мониторинга развития опекаемого (подопечного) и оценка эффективности деятельности опекуна (попечителя).
Основные формы работы с приемными семьями:
- тематические занятия для опекунов и попечителей (по запросу) в форме занятий с элементами тренинга, лекционно-практических занятий, бесед, групповых консультаций;
- коррекционно-развивающие занятия с опекаемыми детьми;
- педагогический консилиум для решения проблемных ситуаций в состав которого входят специалисты службы сопровождения опекаемых семей, приглашаются специалисты органов опеки и попечительства, педагоги образовательных учреждений, приёмные родители.
В своей работе служба руководствуется документами:
- Закон КР об образовании,
- Семейный кодекс КР,
- Конвенция о правах ребенка,
- Конституция КР,
- Закон «Об основах системы профилактики безопасности и правонарушений несовершеннолетних»,
- Документы школьной и районной администрации.